В весенней части первенства России в первой группе второго дивизиона пост номер один в ставропольском «Динамо» занял Никита Янович. И за эти пять поединков 18-летний голкипер неоднократно спасал свои товарищей от неприятностей, а в противостоянии с командой «Кубань Холдинг» отстоял свои владения в неприкосновенности, проведя первый «сухой» матч в составе «Динамо».
Каким образом уроженец Томска оказался в Ставрополе? Чем, по его мнению, голкиперы отличаются от полевых игроков? Полезно ли для стражей ворот «самоедство»? Об этом и многом другом Никита Янович рассказал в интервью пресс-службе клуба.
— Никита, ты сразу занял место в «рамке»? Или осознание того, что твое место в воротах, пришло со временем?
— Вообще-то меня практически сразу определили в голкиперы, но зачастую я в первом тайме играл в воротах, а второй (если, конечно, мы вели в счете) – в поле. На первых порах, честно говоря, не горел желанием становиться вратарем. Тем более, что играть в поле получалось вроде неплохо. Я начинал свой спортивный путь в мини-футболе, что для Томска обычное явление – у нас же из-за особенностей климата в залах приходится играть по полгода. А понимание того, что я хочу стать вратарем, пришло позже – когда мы стали регулярно играть на большом поле. К тому времени у меня что-то стало более-менее получаться, меня стали признавать лучшим вратарем на различных турнирах – и пошло-поехало. Вот тогда я понял, что ворота – это мое.
— Как долго ты постигал премудрости футбольного мастерства в родном городе?
— До 12 лет, потом меня пригласили в академию «Чертаново». Конечно, родителям было трудно отпустить меня в другой город в столь юном возрасте. И все же на семейном совете мы решили, что такой шанс надо использовать. Я очень хотел поехать, и родители мое решение поддержали. Правда, через пару лет перебрался в футбольную академию в Казани, а в 15 лет дебютировал в дубле «Рубина». Причем меня пригласили чуть ли не первым из команды по нашему возрасту. В 16 лет меня уже иногда начали включать в заявку первой команды, но дебютировать на высшем российском уровне так и не удалось. Во всяком случае, пока.
— Не любишь быть вторым?
— Я комфортно себя чувствую, когда играю, а не сижу на скамейке запасных. Хотя иногда приходится ждать своего шанса. Но при этом, несмотря на внутреннюю конкуренцию, во вратарской бригаде обязательно должна быть дружеская атмосфера. Никто никому шипы пилить не должен.
— Но ведь в «Динамо» тебе никто не гарантировал место в основном составе. Тем не менее, ты решил переехать в Ставрополь.
— Во время зимней паузы тренер по вратарям «Рубина» Сергей Викторович Козко порекомендовал мне перебраться в «Динамо». Он сам воспитанник ставропольского футбола и сказал, что для меня это самый лучший вариант. Что здесь я смогу набраться опыта, возмужать. Конечно, гарантировать место в основе не может никто. Но так получилось, что я стал основным вратарем. Безусловно, после молодежного первенства для меня переход во взрослый футбол – это большой шаг вперед.
— В чем принципиальная разница между молодежным и взрослым футболом?
— Во-первых, во взрослом футболе гораздо больше болельщиков, чем на матчах дубля. А во-вторых, здесь совсем другой уровень ответственности. Результат давит на всех, а цена ошибки возрастает в разы. Я это испытал на себе после первого же матча с «Анжи». В эпизоде с третьим голом я ошибся, мы уступили 2:3, и я потом пару дней сильно переживал. Постоянно мысленно возвращался к этому моменту, прокручивал в памяти, думал, как можно было сыграть по-другому. У меня нет такого – чтобы в раздевалку после игры пришел, душ принял, переоделся, вышел – и все забыл.
— Так же и эмоционально «выгореть» недолго.
— Я, конечно, переживаю, но не просто же «самоедством» занимаюсь, а анализирую, чтобы впредь таких просчетов не допускать. Я думаю, это лучше, чем если бы я сразу после игры выкидывал все печальные мысли из головы. Так прогрессировать сложно.
— Что главное для вратаря?
— Психология. В России очень сильная вратарская школа, но многие голкиперы не могут выйти на топ-уровень из-за проблем с психологией. Все наши проблемы – в голове. Когда выходишь на игру, надо верить, что ты сильный и все можешь. Потому что в противном случае как ты будешь спасать команду?!
— Вратари – особая футбольная каста?
— Думаю, да. Я не согласен с мнением, что вратари – люди не от мира сего. Но то, что у нас все-таки свой коллектив, своя атмосфера – с этим поспорить сложно. Хотя, с другой стороны, с точки зрения обывателя трудно назвать адекватным человека, который все время выпрыгивает на полтора метра, падает, тут же подскакивает – и снова взлетает и падает. Или под пушечный удар бросается. Решиться на такое могут не все.
— «Динамо» оправдало твои ожидания?
— Если честно, то да. Я думал – условия будут скромнее. Но тренировочный процесс налажен четко, коллектив на удивление дружный. В самом лучшем смысле удивили стадион и болельщики. Очень приятно было играть с «Форте» в присутствии зрителей. Единственное, что огорчает меня и всю команду – это результаты. Пока не можем мы отпраздновать победу, и это, конечно, давит на нас. Хотя команда от матча к матчу прибавляет, но не хватает опыта.
— Что поможет команде в матче против одноклубников в Махачкале?
— Командный дух. Каждому нужно сделать выводы, подойти к игре ответственно. Думаю, наши старшие товарищи помогут нам правильно настроиться.